Nicton

Оборот нелегальной табачной продукции: готовимся к обелению

Доля нелегальной табачной продукции в России постоянно растёт. Это создаёт проблемы для легальных производителей и уменьшает налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты. Уже разработана система мер по противодействию нелегальному обороту никотиносодержащих товаров, но многое зависит от её эффективной реализации.

Текущая ситуация

«Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) провёл пресс-конференцию 28 сентября, где озвучили актуальную информацию из исследования Центра. Его проводили по всей стране, методику разработали вместе с ведущими компаниями табачного рынка.


По данным ННЦК, оборот контрафактной продукции на сентябрь 2022 года составил 12,1% от общего объёма. Рост доли нелегального товара удалось замедлить, что можно считать положительным моментом. Но она всё еще очень велика.


Если в 2016 году доля контрафакта составляла около 1%, то в 2021 г. цифра достигла 11,5%. В этом году показатели увеличились, но незначительно — это хороший знак для отрасли в целом.


Если исходить из прогнозируемой доли контрафакта в 12,1%, по итогам года бюджет недополучит налоговых отчислений на сумму 113 миллиардов рублей. Это огромная цифра, сопоставимая с годовым бюджетом некоторых регионов. А легальные производители потеряют около 10 миллиардов рублей прибыли.


Цифры внушительные, что может вызвать сомнения в работе системы цифровой маркировки и эффективности мероприятий, проводимых правоохранительными и надзорными органами. Это во многом связано с несовершенством закона в 2022 году и действующим мораторием на проверку предприятий торговли. Но даже на фоне ограничений за последний год было изъято более миллиарда штук безакцизных сигарет, а также выявлено и закрыто десять нелегальных табачных производств. Что касается ЭСДН, им уделяют намного меньше внимания и данных по объёмам конфискованной продукции нет.


Но кустарные заводы далеко не самая масштабная проблема. Большая часть нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции попадает в Россию из государств — участниц Таможенного союза.


В 2021 году доля такого товара составила 6,3%, из них 93% прибыли из Беларуси. Это говорит о том, что нужно уделять больше внимания проверке грузового автомобильного и железнодорожного транспорта. Поток контрабанды из Беларуси не случаен, так как в соседнем государстве акцизы на табачные изделия ниже вдвое, а на ЭСДН — меньше в пять раз.


Сейчас купить ЭСДН без акциза можно практически во всех крупных населённых пунктах. Особенно серьёзная ситуация в Новгородской области (доля нелегальной продукции 43,6%), Ростовской (40%), Кабардино-Балкарии и Ярославской области (по 34,1%).


Проблемы с альтернативной никотиносодержащей продукцией во многом спровоцированы тем, что этому направлению власти не уделяют должного внимания. В ближайшем будущем важно разработать полноценную нормативную базу, соответствующую реалиям рынка и позволяющую эффективно бороться с серым импортом.


Проблема усугубляется тем, что акцизы на ЭСДН в Беларуси и Казахстане в пять раз ниже, чем в России. Цена контрафактного товара в магазине чаще всего меньше, чем акциз в нашей стране.


Введение обязательной маркировки жидкостей для ЭСДН с 1 декабря 2022 года может вызвать неконтролируемые последствия. Проблема рынка электронных сигарет заключается в том, что организовать производство жидкостей для вейпов можно даже в квартире, и на это потребуется около 50 000 рублей. Не исключено появление сотен, а то и тысяч кустарных производств, бороться с которыми проблематично из-за разрозненности и сложности обнаружения.


Многие эксперты уверены, что утверждение федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства» изменит ситуацию на рынке и будет способствовать снижению доли контрафакта. Проект закона 2022 года опубликован 6 февраля и до сих пор не внесён на рассмотрение в Государственную Думу. Скорее всего, его примут уже в следующем году.


Некоторые эксперты считают, что принятие закона и включение табака и никотиносодержащих продуктов в список стратегических товаров станут отправной точкой для легализации рынка и поступательного снижения доли контрафактной продукции.


Но это возможно при слаженной работе государственных структур во всех регионах. Нужно не только выявлять и наказывать поставщиков, но и пресекать нелегальные каналы поставок, ужесточать наказания за нарушения законодательства.


Рекомендации системы «Честный ЗНАК» для магазинов, продающих табачную

и никотиносодержащую продукцию


Эксперимент по маркировке, который планировали проводить до 15 февраля 2023 года, завершился досрочно. Новые правила оборота ЭСДН начнут действовать с 1 ноября 2022 года. Все производители и торговые объекты обязаны зарегистрироваться в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК», чтобы реализовывать никотиносодержащую продукцию. С 1 декабря система обязательной маркировки начнёт работать официально. А с 1 апреля 2023 года вступят в силу такие требования:

  • Продавцы обязаны сканировать DataMatrix-код с упаковки. Кассовый аппарат передаёт в ОФД данные о том, что в чеке есть продукция, подлежащая обязательной маркировке.
  • Производители при поставке товара дистрибьюторам обязаны предоставить универсальные передаточные документы в электронном виде. В них указывают коды продукции для электронного документооборота.
  • С 15 ноября 2023 года розничная продажа немаркированной продукции официально запрещена. К нарушителям применяют меры взыскания, установленные законом.

Важно разобраться в нюансах маркировки:

  • Поставки никотиносодержащей продукции должны сопровождаться электронной накладной УПД.
  • Программное обеспечение кассовых аппаратов должно передавать данные о маркируемых категориях товаров в ОФД.
  • Закон № 54-ФЗ предписывает продажу никотиносодержащей и другой акцизной продукции с использованием онлайн-кассы, в которой есть возможность расшифровки номенклатуры.
  • Те, у кого установлена система ЕГАИС, могут применять сканер штрихкода для считывания маркировки.

Что ждёт рынок никотиносодержащей продукции в ближайшее время — мнение эксперта Nicton


Единственное в России предприятие по производству никотина — ООО «Никтон». Компания основала Союз участников рынка никотиносодержащей продукции «Альтернатива» и активно продвигает идеи по улучшению и обелению рынка. Мы задали несколько вопросов специалисту компании о перспективах отрасли ЭСДН в ближайшие годы.


— Добрый день! Давайте начнём с одной из самых обсуждаемых тем — какое влияние на отрасль окажет закон «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства» в случае его принятия?

— Добрый день. Я уверен, что принятие законопроекта будет способствовать обелению рынка, так как у недобросовестных участников станет намного меньше возможностей для уклонения от уплаты акцизов на ЭСДН.


Как Вы думаете, чем вызвана сложившаяся ситуация с теневым рынком ЭСДН, объёмы которого в разы превышают долю контрафакта табачной продукции?

— Всё началось с 2017 года, когда ввели акциз на никотиносодержащую продукцию. Одномоментно цена легальных товаров увеличилась вдвое, что привело к бурному развитию теневого рынка. Судите сами — акциз на флакон 30 мл на сегодня составляет 510 рублей. А средняя цена такой продукции в магазинах — 500 руб. Несложно понять происхождение такого товара.


— В чем заключается главная сложность легализации рынка ЭСДН?

— Тут два фактора. Первый — низкие акцизы в странах — участницах Таможенного союза. Второй — простота организации кустарного производства, затраты на это небольшие. Если цена у легальных поставщиков сильно вырастет, магазины перейдут на контрафактную продукцию, что на первых порах сильно усложнит жизнь производителям из России.


— Как, на Ваш взгляд, проще всего навести порядок на рынке вейпинга?

— Принятие законопроекта о регулировании производства и оборота никотиносодержащей продукции не решит проблему. Обеление рынка возможно только при гармонизации размера акциза с соседними странами. Эти два фактора способны полностью обелить рынок, навести в нём порядок и обеспечить стабильное поступление налогов в бюджет.


Компания Nicton внимательно следит за изменениями законодательства и выступает с инициативами по его улучшению. Мы поддерживаем наших клиентов по всем возникающим вопросам и консультируем их по любым законодательным актам, что позволяет им работать строго в рамках закона.