Nicton

Снижение доли серого рынка табачной продукции в России: текущая ситуация и прогнозы на 2023 год

Ситуация на рынке никотиносодержащей продукции РФ постепенно улучшается. Несмотря на то что доля контрафакта увеличилась в 2022 году, показатели роста серого рынка на порядок ниже, чем в предыдущие годы. И если по табаку проводят полноценные исследования, то по ЭСДН точных данных нет, и это усложняет оценку реального положения дел в отрасли.


Эксперты отмечают, что доля нелегальной продукции в сфере ЭСДН в разы превышает показатели по табачным изделиям. На заседании Государственной комиссии по противодействию обороту нелегальной промышленной продукции, прошедшем в конце сентября 2022 года, принято решение о мониторинге рынка ЭСДН на основании опыта, полученного при исследовании табачной отрасли. Его проведёт Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.


Помните о том, что никотин в любом виде представляет опасность для здоровья. Его потребление должно быть осознанным. Поэтому не стоит приобретать контрафактную продукцию неизвестного происхождения.


Текущая ситуация


Чтобы оценить масштабы проблемы и понять, какие шаги предпринять для снижения доли серого рынка, нужно понимать, из-за чего доля нелегальной продукции так велика. Главная причина — разница в ставках акцизов между Россией и государствами – членами ЕАЭС. Она доходит до 80 %, что ставит легальных продавцов в невыгодное положение.


Больше всего контрафакта на территорию РФ попадает из Беларуси, Казахстана и Армении. В 2021 году зафиксирован рост объёма нелегальных поставок одноразовых электронных сигарет, но особые опасения вызывает отсутствие контроля за оборотом солевого никотина и другого сырья, а также готовых жидкостей для вейпов. Контрафактную продукцию не проверяют, и содержание никотина в жидкости может превышать допустимую норму, что создаёт опасность при ее потреблении.


Ещё одна проблема — кустарные производства. Чтобы их создать, не нужны большие вложения, а бороться с нелегальными изготовителями «электронного никотина» сложно: небольшие производства непросто обнаружить.


Что касается фактических мер, принятых в этом году, стоит выделить несколько моментов. Принято постановление Правительства РФ № 542 от 31 марта 2022 года. По нему никотиносодержащая продукция включена в перечень стратегически важных товаров. Это повысит эффективность противодействия контрабанде как из дальнего зарубежья, так и из стран – участниц ЕАЭС. Купить никотин и другое сырьё теперь намного сложнее, предусмотрена уголовная ответственность за ввоз товара через государственную границу (раньше эти меры действовали при незаконном ввозе через таможенную границу). Ещё одна лазейка для серого импорта перекрыта, но об эффективности можно будет судить не ранее, чем через 2–3 года.


В декабре 2021 года главы стран – участниц ЕАЭС одобрили проект Соглашения об использовании навигационных пломб при перевозке нескольких групп товаров, в том числе и никотиносодержащей продукции.



С 15 февраля 2022 года по постановлению Правительства РФ № 86 от 2 февраля проводился эксперимент по маркировке ЭСДН. Это было добровольное мероприятие с планируемым сроком окончания 15 февраля 2023 года. Но оно завершилось досрочно и постановление вступит в силу с 1 ноября 2022 года – все продавцы обязаны зарегистрироваться в системе до 1 декабря.


С 1 декабря 2022 года маркировка ЭСДН будет обязательной, а с 1 апреля 2023 года оптовые и розничные продавцы обязаны передавать сведения в систему «Честный ЗНАК», с этого же дня нельзя будет продавать немаркированную продукцию оптом. Что касается розницы, то здесь реализация немаркированной продукции прекращается с 15 ноября 2023 года.


Прогнозы на 2023 год


Самое ожидаемое событие — принятие закона «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства», проект которого опубликован 6 февраля 2022 года. После его принятия будет налажена система контроля за никотиносодержащим сырьём и оборудованием, необходимым для производства всех видов продукции.


Если введут навигационные пломбы, что также планируется, противодействовать прерванному транзиту и псевдоэкспорту будет проще. Дело в том, что сейчас почти вся никотиносодержащая продукция попадает на территорию РФ якобы транзитом для поставки в третьи страны (например, из Беларуси в Казахстан). А по факту груз остаётся в стране и распространяется по розничным торговым точкам.


Счётная палата и Совет Федерации внесли предложение о перераспределении доходов от акцизов на никотиносодержащую продукцию. Это должно повысить эффективность борьбы с контрафактом на местах. Сейчас все доходы идут в федеральный бюджет и местные власти часто пускают процесс на самотёк. Если же 10–15 % от акцизов пойдёт субъектам федерации, мотивация возрастёт, а регионы получат до 70 млрд рублей в год.

Такая практика хорошо показала себя в борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции. Важна слаженная работа таможни и контролирующих органов на местах.


Ещё одно направление, требующее внимания, — продажа ЭСДН через интернет-магазины, социальные сети и мессенджеры. По результатам исследования Gorodissky IP Security за 2021 год, через интернет продано никотиносодержащей продукции на 23 млрд. руб., по прогнозам в 2022 году объём может увеличиться почти до 29 млрд. Принятие закона ужесточит контроль и за этим направлением.


Введение обязательной маркировки в следующем году должно уменьшить процент нелегальной продукции. По мнению экспертов Nicton, наибольшей эффективности можно добиться только при снижении акциза, чтобы уравновесить показатели со странами – участницами ЕАЭС. Иначе розничная цена вырастет вдвое, конкурентность легальной продукции сильно пострадает.


В декабре 2020 года В. В. Путин подписал Федеральный закон № 392-ФЗ «О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов Евразийского экономического союза». По нему ставки акцизов будут приведены к единым нормам с допустимым отклонением в 20 %, а в дальнейшем планируется ввести единые показатели, что сильно ударит по серому рынку. Но законодательный акт вступит в силу только в 2024 году.


Чтобы эффективно бороться с контрафактом, снизить рост или даже уменьшить объёмы нелегальной продукции, необходимо слаженное взаимодействие всех контролирующих органов как в центре, так и на местах. Важно актуализировать законодательство и уравновесить ставки акцизов с государствами-соседями. Эти меры позволят снизить долю серого рынка никотиносодержащей продукции в разы.