Время на чтение: 4 минуты Количество прочтений: 158
На сегодня обязательные лицензии на производство и продажу никотиносодержащей продукцией ещё не ввели. Но Министерство финансов уже подготовило законопроект об уголовном наказании и согласовало его со всеми причастными ведомствами: Росалкогольрегулированием, Минэкономразвития, Минсельхозом, МВД, Минздравом и т. д. Разберёмся, что изменится в законодательстве и какое влияние окажет ужесточение на рынок табака и никотиносодержащей продукции.
Что известно
Проект нового закона пока не опубликован на общедоступных ресурсах. Но в РБК сообщили, что у них есть соответствующий пакет документов, а их подлинность подтверждена представителями правительства.

На данный момент предложение в очереди на рассмотрение в комиссии по законопроектной деятельности. Предусмотрены изменения как в уголовном, так и в административном законодательстве. В этой статье мы рассмотрим лишь один из документов — «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
В сопроводительной документации указано, что изменения в законодательстве нужны для внедрения эффективной системы государственного регулирования оборота табачной и никотиносодержащей продукции, а также сырья для производства.
В Минфине подчеркнули важность отдельного отраслевого закона, в котором будут прописаны требования к участникам рынка и обозначена ответственность за любые нарушения.
Что интересно, для внесения изменений законодатели использовали действующую систему регулирования продажи и производства алкогольной продукции в качестве образца. Она положительно зарекомендовала себя и улучшила ситуацию в отрасли. По мнению разработчиков законопроекта, обновленный закон позволит снизить долю нелегальной продукции. А это поможет увеличить поступления в бюджет.
В сопроводительной документации указано, что изменения в законодательстве нужны для внедрения эффективной системы государственного регулирования оборота табачной и никотиносодержащей продукции, а также сырья для производства.
В Минфине подчеркнули важность отдельного отраслевого закона, в котором будут прописаны требования к участникам рынка и обозначена ответственность за любые нарушения.
Что интересно, для внесения изменений законодатели использовали действующую систему регулирования продажи и производства алкогольной продукции в качестве образца. Она положительно зарекомендовала себя и улучшила ситуацию в отрасли. По мнению разработчиков законопроекта, обновленный закон позволит снизить долю нелегальной продукции. А это поможет увеличить поступления в бюджет.
Наказание за нарушения
Планируется изменить текст статьи 171.3 Уголовного кодекса РФ. На сегодня в ней предусмотрено наказание за незаконное производство или оборот этилового спирта и другой алкогольной продукции. Если законопроект утвердят, то в статье появятся табачная и никотиносодержащая продукция, а также сырьё для её изготовления. В такой редакции Статья будет выглядеть так:
"Производство, закупка (в том числе импорт), оптовые поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа табачной и никониносодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна.”
Таким образом, импортёры / экспортёры, а также производители и оптовые компании должны будут иметь Лицензии на соответствующий вид деятельности. Окончательная редакция предусматривает, что за нарушение законодательства наказывать будут в крупном размере. Точной информации, какой размер считается крупным, на данный момент нет, но если поправки в закон делают по аналогии с рынком алкогольной продукции, то уголовная ответственность будет действовать, если сумма превышает 100 000 рублей.
"Производство, закупка (в том числе импорт), оптовые поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа табачной и никониносодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна.”
Таким образом, импортёры / экспортёры, а также производители и оптовые компании должны будут иметь Лицензии на соответствующий вид деятельности. Окончательная редакция предусматривает, что за нарушение законодательства наказывать будут в крупном размере. Точной информации, какой размер считается крупным, на данный момент нет, но если поправки в закон делают по аналогии с рынком алкогольной продукции, то уголовная ответственность будет действовать, если сумма превышает 100 000 рублей.

Жёсткость наказания будет зависеть от суммы изъятой продукции и других обстоятельств дела (если это повторное нарушение, рассчитывать на штраф не получится).
В проекте есть и пакет изменений в Уголовно-процессуальный кодекс. Они касаются конфискации нелегальной продукции, оборудования для её изготовления, а также упаковки и тары. Всё это будут опечатывать на период следствия, а после вынесения решения судом — уничтожать.
Не все законодатели согласны с таким жёстким наказанием. Так, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Олег Цепкин считает, что введение уголовной ответственности — преждевременный шаг. По его мнению, подобные нарушения не угрожают жизни напрямую и можно было бы просто увеличить штрафы.
В проекте есть и пакет изменений в Уголовно-процессуальный кодекс. Они касаются конфискации нелегальной продукции, оборудования для её изготовления, а также упаковки и тары. Всё это будут опечатывать на период следствия, а после вынесения решения судом — уничтожать.
Не все законодатели согласны с таким жёстким наказанием. Так, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Олег Цепкин считает, что введение уголовной ответственности — преждевременный шаг. По его мнению, подобные нарушения не угрожают жизни напрямую и можно было бы просто увеличить штрафы.
Причины ужесточения закона
В Минфине подчёркивают, что доля нелегальной никотиносодержащей продукции постоянно растёт и без жёсткого наказания эффективно бороться с незаконным оборотом не получится. Статистика подтверждает сказанное: если в 2016 году доля контрафакта составляла 1,5 %, то в 2021 году показатель составил уже 10,7 %. А в третьем квартале 2022 года значение выросло до 12,9 %.
Счётная палата рассчитала ориентировочные потери бюджета из-за реализации нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции. С 2016-го по первое полугодие 2021-го сумма составила свыше 295 млрд руб.
Также в обоснование нового законопроекта приводят информацию о смертности, связанной с употреблением табака и никотиносодержащей продукции. По данным Минздрава, ежегодно из-за этого умирает 266,5 тыс. человек. Чиновники считают, что при употреблении контрафакта риск проблем со здоровьем намного выше, так как качество товара не контролируется.
Разработчики законопроекта вывели и ориентировочные показатели снижения доли нелегальной продукции после введения обновлённого законодательства:
Параллельно со снижением объёмов контрафакта увеличатся поступления в бюджет:
Все расчёты ориентировочные, и многое будет зависеть от сроков вступления обновлённого законодательства в силу.
Счётная палата рассчитала ориентировочные потери бюджета из-за реализации нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции. С 2016-го по первое полугодие 2021-го сумма составила свыше 295 млрд руб.
Также в обоснование нового законопроекта приводят информацию о смертности, связанной с употреблением табака и никотиносодержащей продукции. По данным Минздрава, ежегодно из-за этого умирает 266,5 тыс. человек. Чиновники считают, что при употреблении контрафакта риск проблем со здоровьем намного выше, так как качество товара не контролируется.
Разработчики законопроекта вывели и ориентировочные показатели снижения доли нелегальной продукции после введения обновлённого законодательства:
- в 2024 г. — 10 %;
- в 2026 г. — 8 %;
- в 2028 г. — 5 %.
Параллельно со снижением объёмов контрафакта увеличатся поступления в бюджет:
- на 34 млрд в 2024 г.;
- на 50 млрд в 2026 г.;
- на 74 млрд в 2028 г.
Все расчёты ориентировочные, и многое будет зависеть от сроков вступления обновлённого законодательства в силу.
Повлияет ли ужесточение наказания на рынок никотиносодержащей продукции?
Сразу отметим, что лицензии должны будут получать производители, импортёры, оптовики и те, кто реализует товар по процедуре беспошлинной торговли. То есть изменение законодательства коснется всей товаропроводящей цепочки: от импортёра / производителя, затем оптовика, а в перспективе и розничной торговой точки. Главная его цель — упорядочить производство и импорт, чтобы автоматически улучшить ситуацию на внутреннем рынке страны.
Представители табачной индустрии поддерживают инициативу и уверены, что новые нормы окажутся эффективными в борьбе с нелегальным оборотом никотиносодержащей продукции. Этому будет способствовать и цифровая маркировка готовой продукции. Только комплекс мер позволит обелить рынок, сделать его прозрачным и контролируемым.
Чтобы законодательство работало ещё эффективнее, важно пресекать нелегальный оборот в регионах. Это зависит от правоохранительных и надзорных органов.
Представители табачной индустрии поддерживают инициативу и уверены, что новые нормы окажутся эффективными в борьбе с нелегальным оборотом никотиносодержащей продукции. Этому будет способствовать и цифровая маркировка готовой продукции. Только комплекс мер позволит обелить рынок, сделать его прозрачным и контролируемым.
Чтобы законодательство работало ещё эффективнее, важно пресекать нелегальный оборот в регионах. Это зависит от правоохранительных и надзорных органов.

Ужесточение ответственности станет сигналом для многих правонарушителей. Теперь они будут осознавать, что отделаться штрафом не получится и что, преступая закон, они могут попасть за решётку. Если исходить из опыта регулирования и оборота алкоголя, новый закон позволит навести порядок и положительно повлияет на рынок никотиносодержащей продукции уже в ближайшие годы.
Мы будем держать вас в курсе изменений законодательства и сообщим, если появятся новости, заслуживающие внимания. Подписывайтесь на наш канал, а если вам нужно качественное сырьё или вы хотите заказать производство готовых жидкостей для ЭСДН под своей торговой маркой, обращайтесь любым удобным для вас способом через сайт Nicton.
Мы будем держать вас в курсе изменений законодательства и сообщим, если появятся новости, заслуживающие внимания. Подписывайтесь на наш канал, а если вам нужно качественное сырьё или вы хотите заказать производство готовых жидкостей для ЭСДН под своей торговой маркой, обращайтесь любым удобным для вас способом через сайт Nicton.
Коммерческое управление
Отдел маркетинга и исследований.
Маркетинговое сопровождение федеральных компаний в сфере В2С FMCG и В2В (сырьё).
Отрасли: фарма и никотиносодержащая продукция.